Нелегальные продажи алкоголя в интернете выросли на 23%
Эксперты выявили в РФ порядка 4 тыс. сайтов, предлагающих контрафактный алкоголь.
Объем нелегальных online-продаж алкоголя в интернете в 2018 году вырос на 23% по сравнению с минувшим годом и составил 2,1 млрд рублей. Такая оценка приводится в исследовании компании Group-IB, специализирующейся на предотвращении кибератак. В общей сложности эксперты обнаружили порядка 4 тыс. сайтов, занимающихся нелегальной торговлей спиртным, причем злоумышленники создают целые сети из «зеркал» своих алкомагазинов, которые используют в случае блокировки одного из своих ресурсов. Самая большая группа из выявленных специалистами насчитывала 86 связанных доменов. Подобные схемы используют как перекупщики, реализующие в интернете алкоголь из розничных сетей, так и мошенники, торгующие контрафактом.
По данным исследователей, средняя посещаемость сайта, продающего алкоголь с доставкой, составляет 190 пользователей в сутки (5,7 тыс. человек в месяц). Они подсчитали, что при средней стоимости покупки в 1,1 тыс. рублей при конверсии в 0,7%, ежемесячная выручка 4 тыс. интернет-магазинов составляет 174,5 млн рублей, а в годовом выражении – 2,1 млрд рублей (на 23% больше по сравнению с 2017 годом).
В 2018 году интерес россиян к приобретению алкоголя через интернет вырос: количество запросов в поисковике «купить алкоголь» увеличилось за год более чем на 35%, запросов «доставка алкоголя» — на 30%. В предпраздничные месяцы количество запросов на покупку алкоголя в сети увеличивается на 28%.
Приобретая алкоголь в интернете, покупатель часто берет «кота в мешке», отмечают аналитики. Это сильно упрощает работу злоумышленников, создающих довольно грубые подделки, иногда даже отдаленно не напоминающие оригинал по внешнему виду, не говоря уже о качестве самого алкоголя.
По словам главы департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрея Бусаргина, хотя блокировки незаконных сайтов регулятором имели позитивный эффект, злоумышленники активно противодействуют им не только с помощью регистрации новых сайтов и постоянных «переездов» с домена на домен, но и выискивая различные лазейки в законе. «Широко используются схемы продажи сувениров — брелков, магнитов, табачных аксессуаров, в «подарок» к которым привозят спиртное», — отметил эксперт.
В Интернете существуют десятки сайтов и досок объявлений, где злоумышленники могут приобрести компоненты «алкогольного конструктора» для производства подделок известных брендов спиртных напитков. В такие наборы входят бутылки, этикетки, пробки и фирменные коробки. Стоимость мини-завода по производству контрафакта начинается от 500 тыс. рублей.
«Покупка самой линии розлива и даже производства — не сложнее заказа книги или смартфона. Несмотря на то, что такие подпольные мини-заводы ежегодно закрываются десятками, всегда находятся смельчаки готовые рискнуть своей свободой и чужим здоровьем ради быстрого получения сверхприбылей», — отметил Бусаргин.